Конспект интегрированного мероприятия
в подготовительной к школе группе
"Сильные духом, Вам посвящается!"
(к Международному Дню инвалидов)
Задачи:
Образовательные:
– раскрыть понятие «доброта»;
– формировать нравственные качества
человека: забота о других, умение дружить, делать добро для других;
– учить детей общению,
наблюдательности;
Развивающие:
– продолжать развивать умение ориентироваться
на плоскости, навыки работы со схемами,
– закреплять умение аккуратно
пользоваться клеем,
– формировать эстетическую культуру.
Воспитательные:
– воспитывать в
детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к людям с ограниченными возможностями
здоровья;
– закреплять навык сотрудничества,
желание действовать в коллективе.
Предварительная
работа.
Беседа с детьми «Легко ли быть не
таким, как все»; развивающие игры «Спеши на помощь», «Узнай на ощупь», «Говорим
жестами»; чтение и обсуждение сказки Катаева В.П. «Цветик-семицветик»; стендовая
информация для родителей, приуроченная к Международному дню инвалидов.
Оборудование
и материалы: мультимедийная установка; волшебный мешочек с набором
овощей и фруктов; набор карточек (размер
3*2 см, разделенные на 6 квадратов), пластилиновые
шарики черного цвета – на каждого ребенка; заготовки детских ладошек, лист
ватмана c
изображением глобуса, клей, клеенки, салфетки.
Ход мероприятия
Слайд 1
- Ребята, третьего
декабря отмечается Международный день инвалидов. В этот день внимание приковано
к инвалидам, т.е. людям с ограниченными
возможностями здоровья, к их проблемам.
- А вы знаете, что среди
людей с ограниченными возможностями здоровья есть такие, кто не сдается и
находит в себе силы добиваться успехов в разных видах деятельности. Международный день
инвалидов напоминает всем нам о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже
время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в профессиональном
мастерстве, изобразительном искусстве, творчестве, танцах, спорте.
Слайд 2
- Посмотрите, вот музыканты, которые не видят свои
инструменты, а рядом художник, создающий вслепую свою работу.
Слайд 3
- Знаменитый композитор
Людвиг Ван Бетховен сочинял музыку, но при этом был абсолютно лишен слуха. Он
слушал игру на рояле при помощи трости. Бетховен прикладывал трость к роялю и
через вибрации, которые создавал рояль, мог чувствовать мелодию.
Спортсмены
– люди с ограниченными возможностями – на зимних паралимпийских играх в Сочи
завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.
Международный день инвалидов очень нужен
нашему обществу – и для того чтобы обратить внимание на проблемы людей с
ограниченными возможностями и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой
духа, целеустремленностью, умением инвалидов добиваться успехов в сложнейших
условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех
нас.
Слайд 5
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру,
которая называется «Спеши на помощь». Услышав то или иное высказывание, вы должны
выполнить определенное действия, которое будет означать ваше согласие или несогласие
с услышанным.
– Хлопните в ладоши
те, кто всегда готов прийти на помощь другу.
– Подпрыгните те, кто
всегда слушается родителей.
– Присядьте те, кто
равнодушен и безразличен к окружающим.
– Повернитесь вокруг
себя, кто всегда со всеми делится.
– Попрыгайте на одной
ножке те, кто обижает ребят.
– Присядьте те, кто
считает себя добрым.
– Схватите себя за
ухо, кто любит грубить.
– Поднимите большой
палец вверх, вот так, как хорошо быть добрым!
Слайд 6. «Доброта – это тот язык,
на котором говорят немые и слышат глухие».
- Причины,
приводящие к частичной или полной потере слуха, бывают различными – болезнь, травма. Если у человека имеется остаточный
слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия
слуха относят к глухим.
Сообщество глухих, считает себя особой группой, у которой, есть
свой язык, культура, история, свои правила поведения и этика общения.
Если Вы хотите избежать неловких ситуаций при общении
с такими людьми, следует учитывать некоторые особенности общения.
Слайд 7
- Для
неслышащих очень важен визуальный контакт, то есть, ваше лицо должно быть обращено к глухому
собеседнику. При этом важен контакт
«глаза – в глаза». Если Вы отводите глаза, то это может восприниматься как
нежелание общаться, обида или пренебрежение.
Слайд 8
- Во
время разговора ваше лицо и рот не должны быть прикрыты руками, чтобы глухой
человек смог видеть артикуляцию ваших губ, и лицо должно быть хорошо освещено.
Главное – говорить спокойно и четко, короткими,
простыми фразами.
Слайд 9
- Если
вы видите, что вас не понимают, то лучше написать глухому собеседнику то, что
хотели сказать.
Слайд 10
- Существует
ряд способов привлечения внимания
глухих, например: помахать рукой (но не перед лицом человека); топнуть
несколько раз по полу в помещении (при условии, что пол деревянный, а не
кафельный); ударить пару раз по предмету (например, по столу), чтобы собеседник
почувствовал вибрацию.
Если глухой находится близко от вас, но не смотрит в
вашу сторону, надо просто дотронуться до
его плеча или руки выше локтя, похлопать по плечу, руке.
Слайд 11
- Между
собой глухие люди общаются при помощи жестов. Это и есть
русский жестовый язык (РЖЯ).
В любом общении главное это взаимное уважение и
желание быть понятым. Не бойтесь ошибаться и пробовать. Ваши искренность и
благожелательность обязательно помогут вам наладить контакт.
Теперь давайте представим ситуацию, что вам нужно
что-то сказать глухому или слабослышащему человеку, но вы не знаете азбуки
жестов. Приглашаю двух участников. Один из вас будет учиться распознавать
жесты, а другой максимально понятно показывать заданную фразу.
Игра
«Говорим жестами» (проводится 2-3 раза с разными парами детей).
Слайд 12
- Один из помощников слепых
и плохо видящих людей – белая трость. Её
сделали для того, чтобы слепой человек
стал заметным для всех окружающих людей.
Белая трость не только инструмент в помощь незрячим людям, но и символ слепоты.
О не
зрячих людях говорят «Они видят мир
сердцем». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).
Слайд 13 «Их пальцы – их зрение».
- Среди окружающих нас людей тоже есть люди с плохим зрением. Правильнее их назвать слабовидящие.
Есть люди совсем ничего не видящие или незрячие. Закройте глаза. Что вы
видите? Какие чувства испытываете? (ответы
детей).
- Ничего. Темно. Страшно. Да, ребята, вы не видите своих
товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало.
Откройте глаза.
Тяжело жить слепым людям. С какими трудностями они
сталкиваются ежедневно? (ответы детей).
Игра «Узнай на ощупь» (волшебный мешочек)
Сейчас мы отправимся в магазин и ощутим
на себе, каково это, что-то выбирать наощупь (каждый ребенок по очереди достает
из мешочка фрукт или овощ, который задал ведущий).
– Трудно было угадывать? (ответы детей).
– Почему тебе было трудно угадать? (ответы детей).
– Да, я согласна с теми ребятами,
которым было легко узнать предметы, потому что вы неоднократно видели эти
предметы.
Слайд
14
- Незрячий человек не видит своего собеседника и ему нужно помочь, назвать себя. А
еще взять его за руку, так он будет чувствовать себя спокойнее и увереннее. Возьмитесь
за руки, почувствуйте друг друга. Правда, так гораздо легче общаться (дети
берутся за руки).
Слайд
15
- Подумайте и скажите, с какой трудностью сталкиваются
незрячие люди в городе? (ответы
детей).
- Для слабовидящих и
незрячих людей на дорогах города устанавливают «говорящие» светофоры и
светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить
улицу. Около него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что
дорогу может перейти слабовидящий или
незрячий пешеход.
Скажите, а вам не встречались такие
пешеходные переходы? (ответы детей).
- Если вы окажитесь вместе с родителями около такого
пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь,
возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.
Слайд
16
- А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют
собак-поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них глазами.
Слайд 17
- Но, не смотря на такие серьезные проблемы со зрением,
эти люди умеют читать книги.
Слайд
18
- У них существует своя азбука и называется она «Азбука
Брайля», в честь человека, который ее придумал. В этой азбуке каждая буква зашифрована
определенным набором выпуклых точек.
Слайд
19
- Сейчас я предлагаю вам при помощи этой азбуки написать
фразу «Делай добро».
Развивающая
авторская игра «Делай добро»
(дети
приглашаются к столу, где приготовлены карточки и шарики пластилина черного
цвета, и выкладывают по схеме фразу «Делай добро»).
- Вот как много вы узнали о слабовидящих или незрячих людях, которые живут
рядом с нами, ходят по улицам, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не
забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь.
Слайд 20
Дарить добро – это очень просто, нужно
только быть внимательнее. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце –
доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Слайд
21
Доброта избавляет нас от одиночества,
душевных ран и обид. Сейчас, ребята, я
снова предлагаю вам взяться за руки и сказать добрые слова в адрес этих сильных
духом людей (дети читают стихи, взявшись за руки).
Не будем безразличны к инвалидам!
К этим людям, обделенным судьбой.
Нам боль их сразу не увидеть
Достаточно услышать их порой.
Возьмемся за руки, друзья, все
побеждает дружба
Не бросим друга никогда, поможем,
если нужно.
У них такие же сердца, такие точно
мысли,
Такая кровь и доброта, такие же
улыбки
Они достойны тех же прав, что есть у
всех на свете.
Слайд 22
Доброта – вещь удивительная. Она сближает
людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет
разговаривать.
Если вы хотите сеять добро
вокруг себя, подойдите к столу. На нем лежит плакат с нарисованным глобусом. Давайте вокруг глобуса приклеим ладошки,
которые вы вырезали, и подарим свою доброту всему миру.
Дети выполняют коллективную аппликацию «Дарим добро миру!»
- Ребята, что нового, полезного вы сегодня узнали? (ответы детей).
- Было ли что-то, что вызвало у вас грусть? (ответы детей). А радость? (ответы
детей).
- А вам пригодятся знания, полученные сегодня? (ответы детей).
Список
литературы:
Интернет-ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий