Страницы

среда, 17 апреля 2019 г.

Люди так не делятся

Конспект интегрированного мероприятия 

в подготовительной к школе группе 

"Сильные духом, Вам посвящается!" 

(к Международному Дню инвалидов)


Цель: формирование гуманного отношения к людям с ограниченным возможностями здоровья.

Задачи:
Образовательные:
– раскрыть понятие «доброта»;
– формировать нравственные качества человека: забота о других, умение дружить, делать добро для других;
– учить детей общению, наблюдательности;
Развивающие:                                        
– продолжать развивать умение ориентироваться на плоскости, навыки работы со схемами,
– закреплять умение аккуратно пользоваться клеем,
– формировать эстетическую культуру.
Воспитательные:
воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья;
– закреплять навык сотрудничества, желание действовать в коллективе.
Предварительная работа.
Беседа с детьми «Легко ли быть не таким, как все»; развивающие игры «Спеши на помощь», «Узнай на ощупь», «Говорим жестами»; чтение и обсуждение сказки Катаева В.П. «Цветик-семицветик»; стендовая информация для родителей, приуроченная к Международному дню инвалидов.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка; волшебный мешочек с набором овощей и фруктов;  набор карточек (размер 3*2 см,   разделенные на 6 квадратов), пластилиновые шарики черного цвета – на каждого ребенка; заготовки детских ладошек, лист ватмана c изображением глобуса, клей, клеенки, салфетки.
Ход мероприятия
Слайд 1
- Ребята, третьего декабря отмечается Международный день инвалидов. В этот день внимание приковано к   инвалидам, т.е. людям с ограниченными возможностями здоровья, к их проблемам.
 Инвалиды – это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких-то жизненных обстоятельств. Это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Встречались ли вы с такими людьми? (ответы детей).
- А вы знаете, что среди людей с ограниченными возможностями здоровья есть такие, кто не сдается и находит в себе силы добиваться успехов в разных видах деятельности. Международный день инвалидов напоминает всем нам о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в профессиональном мастерстве, изобразительном искусстве, творчестве, танцах, спорте.
Слайд 2
- Посмотрите, вот музыканты, которые не видят свои инструменты, а рядом художник, создающий вслепую свою работу.
Слайд 3
- Знаменитый композитор Людвиг Ван Бетховен сочинял музыку, но при этом был абсолютно лишен слуха. Он слушал игру на рояле при помощи трости. Бетховен прикладывал трость к роялю и через вибрации, которые создавал рояль, мог чувствовать мелодию.
 Слайд 4
Спортсмены – люди с ограниченными возможностями – на зимних паралимпийских играх в Сочи завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.
Международный день инвалидов очень нужен нашему обществу – и для того чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой духа, целеустремленностью, умением инвалидов добиваться успехов в сложнейших условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех нас.
Слайд 5
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Спеши на помощь». Услышав то или иное высказывание, вы должны выполнить определенное действия, которое будет означать ваше согласие или несогласие с услышанным.
                                Игра на внимание «Спеши на помощь»
– Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу.
– Подпрыгните те, кто всегда слушается родителей.
– Присядьте те, кто равнодушен и безразличен к окружающим.
– Повернитесь вокруг себя, кто всегда со всеми делится.
– Попрыгайте на одной ножке те, кто обижает ребят.
– Присядьте те, кто считает себя добрым.
– Схватите себя за ухо, кто любит грубить.
– Поднимите большой палец вверх, вот так, как хорошо быть добрым!
Слайд 6.  «Доброта – это тот язык, на котором говорят немые и слышат глухие».
- Причины, приводящие к частичной или полной потере слуха, бывают различными  – болезнь, травма. Если у человека имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха относят к глухим.
Сообщество глухих,  считает себя особой группой, у которой,   есть свой язык, культура, история, свои правила поведения и этика общения.
Если Вы хотите избежать неловких ситуаций при общении с такими людьми, следует учитывать некоторые особенности общения.
Слайд 7
- Для неслышащих очень важен визуальный контакт, то есть, ваше  лицо должно быть обращено к глухому собеседнику. При этом важен  контакт «глаза – в глаза». Если Вы отводите глаза, то это может восприниматься как нежелание общаться, обида или пренебрежение.
Слайд 8
- Во время разговора ваше лицо и рот не должны быть прикрыты руками, чтобы глухой человек смог видеть артикуляцию ваших губ, и лицо должно быть хорошо освещено.
Главное – говорить спокойно и четко, короткими, простыми фразами.
Слайд 9
- Если вы видите, что вас не понимают, то лучше написать глухому собеседнику то, что хотели сказать.
Слайд 10 
- Существует ряд  способов привлечения внимания глухих, например: помахать рукой (но не перед лицом человека); топнуть несколько раз по полу в помещении (при условии, что пол деревянный, а не кафельный); ударить пару раз по предмету (например, по столу), чтобы собеседник почувствовал  вибрацию.
Если глухой находится близко от вас, но не смотрит в вашу сторону,  надо просто дотронуться до его плеча или руки выше локтя, похлопать по плечу, руке.
Слайд 11
- Между собой  глухие люди  общаются при помощи жестов. Это и есть русский жестовый язык (РЖЯ).
В любом общении главное это взаимное уважение и желание быть понятым. Не бойтесь ошибаться и пробовать. Ваши искренность и благожелательность обязательно помогут вам наладить контакт.
Теперь давайте представим ситуацию, что вам нужно что-то сказать глухому или слабослышащему человеку, но вы не знаете азбуки жестов. Приглашаю двух участников. Один из вас будет учиться распознавать жесты, а другой максимально понятно показывать заданную фразу.
Игра «Говорим жестами» (проводится 2-3 раза с разными парами детей).
Слайд 12
- Один из помощников слепых и плохо видящих  людей – белая трость. Её сделали для того, чтобы слепой человек стал заметным для всех окружающих  людей. Белая  трость не только  инструмент  в помощь незрячим людям, но и символ слепоты.
О не зрячих людях говорят «Они видят мир сердцем». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).
Слайд 13 «Их пальцы – их зрение».
- Среди окружающих нас людей тоже есть люди с плохим зрением. Правильнее их назвать слабовидящие. Есть люди совсем ничего не видящие или незрячие. Закройте глаза. Что вы видите? Какие чувства испытываете? (ответы детей).
- Ничего. Темно. Страшно. Да, ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало. Откройте глаза.
Тяжело жить слепым людям. С какими трудностями они сталкиваются ежедневно? (ответы детей).
Игра «Узнай на ощупь» (волшебный мешочек)
Сейчас мы отправимся в магазин и ощутим на себе, каково это, что-то выбирать наощупь (каждый ребенок по очереди достает из мешочка фрукт или овощ, который задал ведущий).
– Трудно было угадывать? (ответы детей).
– Почему тебе было трудно угадать? (ответы детей).
– Да, я согласна с теми ребятами, которым было легко узнать предметы, потому что вы неоднократно видели эти предметы.
Слайд 14
- Незрячий человек не видит своего собеседника и ему нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет чувствовать себя спокойнее и увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте друг друга. Правда, так гораздо легче общаться (дети берутся за руки).
Слайд 15
- Подумайте и скажите, с какой трудностью сталкиваются незрячие люди в городе? (ответы детей).
- Для слабовидящих и незрячих людей на дорогах города  устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход.
Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы? (ответы детей).
- Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.
Слайд 16

- А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них глазами.
Слайд 17
- Но, не смотря на такие серьезные проблемы со зрением, эти люди умеют читать книги.

Слайд 18
- У них существует своя азбука и называется она «Азбука Брайля», в честь человека, который ее придумал. В этой азбуке каждая буква зашифрована определенным набором выпуклых точек.
Слайд 19
- Сейчас я предлагаю вам при помощи этой азбуки написать фразу «Делай добро».
Развивающая авторская игра «Делай добро»
(дети приглашаются к столу, где приготовлены карточки и шарики пластилина черного цвета, и выкладывают по схеме фразу «Делай добро»).
- Вот как много вы узнали о слабовидящих или незрячих людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь.
        Слайд 20
Дарить добро – это очень просто, нужно только быть внимательнее. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Слайд 21
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и  обид. Сейчас, ребята, я снова предлагаю вам взяться за руки и сказать добрые слова в адрес этих сильных духом людей (дети читают стихи, взявшись за руки).
Не будем безразличны к инвалидам!
К этим людям, обделенным судьбой.
Нам боль их сразу не увидеть
Достаточно услышать их порой.
Возьмемся за руки, друзья, все побеждает дружба
Не бросим друга никогда, поможем, если нужно.
У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая кровь и доброта, такие же улыбки
Они достойны тех же прав, что есть у всех на свете.
Слайд 22
  Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
Если вы хотите сеять добро вокруг себя, подойдите к столу. На нем лежит плакат с нарисованным  глобусом. Давайте вокруг глобуса приклеим ладошки, которые вы вырезали, и подарим свою доброту всему миру.
Дети выполняют коллективную аппликацию «Дарим добро миру!»
- Ребята, что нового, полезного вы сегодня узнали? (ответы детей).
- Было ли что-то, что вызвало у вас грусть? (ответы детей). А радость? (ответы детей).
- А вам пригодятся знания, полученные сегодня? (ответы детей).

Список литературы:
Интернет-ресурсы:
-          международный образовательный портал Мааm.ru https://www.maam.ru;
-          социальная сеть работников образования nsportal.ru   https://nsportal.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий