Театрализованная деятельность
как средство речевого и социально-коммуникативного развития
старших дошкольников,
имеющих тяжелые нарушения речи.
Театрализованная
деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности.
Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного
слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени
переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.
Исследователи,
изучавшие театрализовано-игровую деятельность, указывают на важность ее в
развитии творчества, эмоциональной сферы, речевой и познавательной
деятельности.
Особенности
детей с тяжелыми нарушениями речи выражаются в нарушении эмоционально-волевой
сферы. У детей наблюдается неуверенность в себе, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Поведение таких
детей может характеризоваться повышенной застенчивостью, нерешительностью. Для
преодоления данных трудностей в развитии детей, обусловленных функциональными и
органическими отклонениями ЦНС,
требуется специально организованная коррекционная работа со стороны
педагогов.
Одним
из средств, помогающим решить проблемы развития детей с тяжелыми нарушениями
речи, может стать театрализованная деятельность, педагогическая ценность которой заключается в
том, что театрализованные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи,
развитие речевой коммуникации. Они стимулируют активный словарь; помогают
усвоению родного языка, его выразительных средств; совершенствуют
артикуляционный аппарат; формируют диалогическую и монологическую речь; развивают
такие психические процессы, как память, воображение, мышление; способствуют
развитию элементов речевого общения (мимики, жестов, пантомимики, интонации и
модуляции голоса); развивают мелкую моторику рук (управление различными куклами
– пальчиковыми, би-ба-бо); позволяют формировать опыт социального поведения,
формируют чувство партнерства, умение работать в коллективе; развивают
эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к
действиям людей в реальной жизни.
Театрализованная
деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе,
застенчивость, создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его
адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает
осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате
выявления скрытых талантов и компетенций. Дети учатся замечать в окружающем
мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ
персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление,
умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театральные
постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников,
вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок
учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые
высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу.
Яркость и зрелищность присущие искусству театра, позволяют довести до сознания
ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте
человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует
воспитанию у детей организованности, самостоятельности, раскрепощению и
повышению самооценки. С её помощью педагог побуждает ребёнка к высказыванию
своих мыслей, своего отношения к увиденному. Дети учатся последовательно
рассуждать и доказывать свою точку зрения, что способствует развитию их речевых
возможностей и способностей.
Процесс
формирования театрализовано-игровой деятельности дошкольников с различными
нарушениями речи имеет свои особенности. Он предполагает этапность, что
является организационным стержнем данного вида художественной деятельности. При
этом на каждом этапе ставятся задачи,
решение которых
обеспечивается в художественном общении ребенка с проблемами со взрослыми и
сверстниками.
Первый
этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного
компонента и интереса к театрализовано-игровой деятельности. В этот период
важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, участвовать в различных театрализовано-игровых
формах: материальные (оборудование, игрушки, фланелеграф, демонстрационный
стол, элементы костюмов и декораций); первоначальная ориентировка в новой для
него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ; расширение круга
представлений о театре; обогащение их новыми впечатлениями, накопление опыта.
Второй
этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного
опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения.
На данном этапе важно расширять кругозор детей за счет увеличения объёма
информации, обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей,
понимание характерных особенностей их образов, сформировать целостное видение
сюжета и образа, представление детей о композиционном построении
театрализованного действия. Реализации этих задач способствует использование, как
знакомых народных сказок, так и авторских и разнообразных игровых заданий.
Третий
этап – это формирование театрализовано-игровой деятельности, поэтому он
направлен на овладение элементами техники (в доступной для детей форме) и
средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. На
данном этапе старшие дошкольники приобщаются к «сценическому» воплощению образа
в театрализованных, образно-ролевых играх, знакомятся с традиционными способами
организации сюжета и структурой построения сказок, закономерностями появления и
движения персонажей в театрализованном действии, в режиссерских играх. К
воспроизведению образов персонажей в театрализованных играх дети подводятся
постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем дошкольники
овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать
целостный образ персонажа.
Тематика
театрализованных игр должна быть содержательной, разнообразной, обеспечивать
каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей.
Список литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная
деятельность в детском саду. М.: ТЦ
Сфера, 2006.
2. Богатырева А. В.,
Герасимова Л. А. Театрализованная деятельность как средство развития речи и
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст]
// Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Международной научной конференции
(г. Казань, январь 2018 г.). – Казань:
Бук, 2018. – С. 7-11. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13521/ (дата
обращения: 26.02.2018).
3. Петрова Т. И.,
Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» – М.:
Школьная пресса, 2000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий