Проблемы приобщения дошкольников к традициям родного народа.
Приобщение нового поколения к национальной культуре
становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый
народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и
особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить
исторического национального лица и самобытности.
Особенности развития детей дошкольного
возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других
интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы,
ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание утверждать,
что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала
целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры носит
комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников,
осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной
деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Многовековой опыт человечества показал
важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы
живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные
чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной
культуре и быть эстетически развитой личностью.
Система патриотических и гражданственных
отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок,
край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена
без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры
малой Родины, в нашем случае – Краснодарского края.
На современном этапе развития нашего общества
знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как
одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном
обществе. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того
чтобы она проходила успешно, необходима организация стройной и внутренне
согласованной системы воспитания и образования.
Задача нашего педагогического коллектива -
организовать подлинный диалог личности и культуры, диалог как способ и средство
их встречи, взаимопроникновения, общения, в котором личность и культура говорят
на одном языке – языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение
к миру прекрасного (выставки, праздники, игры), но и через культуру общения.
Ребенок – взрослый.
Педагогические условия по приобщению
дошкольников к национальной культуре, касающиеся организации педагогического
процесса, включают следующее: преемственность в работе воспитателей, их
содружество с музыкальным руководителем, также всеми сотрудниками детского
сада; улучшение оснащенности педагогического процесса; тщательный отбор
познавательного материала, в том числе народных сказок, пословиц и поговорок;
индивидуальный подход к детям.
Для гармоничного включения процесса передачи
этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих
нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в
группах уголка регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок
пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к
сказкам кубанского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки,
фотографии растительного и животного мира Кубани. Дети многое узнают о быте и
жизни кубанского народа.
Обращая внимание ребенка на живописные
пейзажи Краснодарского края, на животный и растительный мир, воспитываем в
детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его,
патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
В познавательной деятельности знакомим с
географическим местонахождением края, особенностями природы, климата, этнографическими
и культурными особенностями. Творческое направление проявляется в обыгрывании
народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Проводим
тематические мероприятия по группам: «История моей земли», «Мой край»,
«Генеалогическое древо семьи», «Герб моей семьи».
Продуктивная деятельность направлена на
знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства:
лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых
изделий, рисование орнаментов и пейзажей и т.д. Знакомим детей с национальными
украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по
знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского народа.
В своей работе мы используем художественное
слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни.
Работа с детьми ведется и через ознакомление с художественной литературой. В
своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки
и т.д.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем
самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Со сказками
связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким
образом, произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям
своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Посещение краеведческого музея, изучение и
знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий,
создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей
разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его
целостности и многообразии.
Знакомя детишек с символами Краснодарского
края и России, мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в
детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю.
Одним из эффективных, увлекательных и
доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной
культуре является народная игра.
Народная игра - важнейший способ передачи
богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание
окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа,
а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того,
народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их
положительными эмоциями.
Используя народные игры, мы рассказываем
детям о жизни кубанского народа, показываем иллюстрации, отражающие культуру
народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие
традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный
характер народа.
В процессе игры формируется активное
взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные,
эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Например:
развитие чувства близости с другими детьми:
«Ласковое имя», «Комплименты»;
обсуждение и проигрывание ситуаций,
направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре,
на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и
сочувствие взрослым и сверстникам;
развитие умения понимать настроение
окружающих: «Что можно сделать для друга»;
воспитание уважения к людям различных
национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Играя с куклами, знакомим детей с
национальными костюмами и их деталями, в играх со строительным материалом — с
особенностями постройки жилища кубанского народа. Подвижные народные игры,
также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа.
Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только
воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют
здоровье.
Необходимо чтить свою историю и историю
страны, в которой мы проживаем. Также
знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции,
показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для
ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с
детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу
детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В процессе работы над праздником, дети много
узнают о обычаях кубанского народа, традициях. Ежегодно в саду проводится
праздник посвященный дню образования города Краснодара.
Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они
учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших. Каждому
человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому
он принадлежит, свое место в окружающем мире. И чтобы воспитать в человеке
внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого
народа.
Многие мероприятия проводим вместе с
родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет
огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка. Родители
принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера групп,
в благоустройстве территории детского сада. Советуем родителям и такие формы
привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью
знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Такая согласованность
в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного
воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения,
толерантности, правовой культуры.
Таким образом, этнопедагогические традиции кубанского
народа формируют национальное самосознание ребёнка. В наших детях –
историческое бессмертие народа. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет
хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность
этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание
патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных
составляющих воспитания маленького гражданина.
Современный ребенок должен знать и выполнять
свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми,
уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа
может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой
ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей
традиции и культуру своего и других народов.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу
по приобщению детей к традициям и культуре кубанского и других народов,
поскольку считаем, что это поможет воспитать у подрастающего поколения чувства
любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям,
проживающим на ее территории. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши
дети, что они унесут из детства.
Список литературы:
1. Поликультурное воспитание детей среднего и
старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск:
УИПКПРО, 2004.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. – М., 1998.
3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о
современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр
"Сфера" – М., 2002.
4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в
дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий